Наша школа!                                     

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение 

"Солонечно-Талинская 

             основная общеобразовательная школа"

             Партизанского района

                          Красноярского края             

 

"Учитель, перед именем твоим..."

  Ветеран педагогического труда Лилия Яковлевна Бисерова

 

 

 

 

 

Сорок лет отдала школе пенсионерка, ветеран труда Лилия Яковлевна Бисерова. Четыре десятилетия она проработала учителем иностранного языка, завучем, потом директором Солонечно-Талинской основной школы.

         В её жизни было всё то, что должно быть в жизни честного труженика. Эта колоритная, яркая женщина известна всему Партизанскому району как удивительный, талантливый художник-самородок со своим неповторимым художественным видением мира. Её тонкие, исполненные глубокого лиризма работы всегда привлекали внимание зрителей и были украшением любой районной выставки. Летом 2007 года в Межпоселенческой  районной библиотеке прошла персональная выставка работ художницы Л.Я. Бисеровой.

         Лиля была последним, шестым ребёнком в репрессированной многодетной семье немца-переселенца, сапожника Якова Вайсхайма. Она родилась уже на новой для них, пока ещё неприветливой и суровой сибирской земле. Вайсхаймы в числе других переселенцев из Поволжья, товарищей по несчастию попали в село Солонечно-Талое. Так что Лилия родилась, выросла и прожила всю свою жизнь в родной деревне.

         В войну её мать со старшими сёстрами Эммой и Хильдой работала в колхозе, а шила, стирала и пряла на всю свою большую семью в промежутке между изнурительной колхозной работой, в основном, по ночам. Отца и старшего брата забрали в трудовую армию в самом начале Великой Отечественной войны. Брата своего Лиля так и не увидела. Да и с отцом она впервые встретилась, когда ей уже исполнилось семь лет. После войны бывший сапожник несколько лет отработал ещё и на каменоломнях. Она ждала отца-богатыря, а вернулся сухонький, измождённый тяжёлым трудом человек. Но Лиля быстро привыкла и полюбила его, спокойного, умелого, доброго. Да и жить с приходом отца стало заметно легче.

         Лиле выпало послевоенное, хотя ещё и голодное, но уже мирное и вольное детство. Родители с утра уходили на работу. В её распоряжении был весь окрестный мир с его лесными полянками, берёзками за околицей, цветущими луговинами. У Лили было обострённое чувство красоты. А весь мир вокруг был так прекрасен, что, забывшись, она иногда среди бурного детского гомона вдруг восклицала ни с того ни с сего:

- Посмотрите, какой цветок!

Или:

- Смотрите, какой багровый куст, а тоненький какой! - вызывая недоуменные взгляды подружек.

         Пришло время, и девочка научилась сдерживаться, она уже не вскрикивала при виде одинокой, затерявшейся среди полей берёзки или внезапно открывшейся чудной поляны. Да, детское сердечко, одарённое способностью чувствовать прекрасное, конечно, вскрикивало от восторга. Вот только восклицаний этих теперь никто не слышал. В девочке зрело стремление остановить эти «прекрасные мгновенья». Но она ещё не знала, как это можно сделать.

          Тем временем Лиля пошла в школу. Для неё началась интересная, насыщенная школьная жизнь. Правда, идти было далеко, приходилось перебираться через болото, по непролазной грязи. Школа класс за классом открывала перед старательной и любознательной девочкой всё новые горизонты, позволяя заглянуть в тайны бытия, что захватывало дух. Лилия оказалась способной ученицей, схватывала на лету самый сложный материал, училась легко и хорошо.

         Рисованием в те годы никто особо не интересовался, так она думала. Потому хотя бы, что карандашей, красок и альбомов у её сверстников не было. Но вот однажды Лиля случайно попадает в дом к старшекласснику Галактиону Кузнецову. То, что она увидела в его доме, потрясло её, перевернуло всю жизнь. На самодельном  мольберте стояли почти законченные копии картин Васнецова «Алёнушка» и «Три богатыря». Обычный веснушчатый деревенский мальчишка с городским именем Галактион нарисовал ЭТО на холсте! Масляными красками! Тут же на полу стояла прислонённая к стене завершённая копия другой картины Васнецова – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Значит, есть совсем иная, не похожая на прежнюю серенькую жизнь?

         Домой Лиля вернулась другим человеком. Она нашла карандаш и не совсем уверенно начала рисовать человеческую фигуру. У неё получалось!

При всём своём недоверии и критическом отношении к себе она поняла, что получается похоже, хорошо. Это её ободрило. Но дальше нелепых попыток нарисовать КАРТИНУ  на тетрадном листке огрызком карандаша дело не пошло. О цветных карандашах и красках она не могла мечтать.

         Заинтересовавшись, она обнаружила, что рядом с ней живёт немало любителей рисования. Это библиотекарь Надежда Дмитриевна Лифантьева, вчерашние школьники Юра Грязных, Алёша Конкорогов. С того времени Лиля стала рисовать на промокашках, тетрадных листках. Скоро в школе узнали об открывшихся в ней способностях.

          С этого времени на неё возложили обязанности по оформлению стенгазет. Хотя это было не совсем то, чего ей хотелось, зато давало возможность рисовать на ватмане карандашами, а иногда и красками. Лиля никогда не отказывалась, рисовала в стенгазетах, увеличивала портреты писателей, оформляла кабинеты.

         Рядом с ней был человек, который хорошо понимал, каким ярким талантом наделила природа эту живую и серьёзную девочку. И всячески поддерживал в ней интерес к рисованию. Втайне он гордился, что первым разглядел в ней талант, был уверен, что  из Лилии Вайсхайм выйдет большой художник, что она прославит свою деревню. Этим человеком был школьный учитель рисования Николай Михайлович Лаврентьев.

          Вот и закончились счастливые школьные годы. Учителя же при встрече с отцом, словно сговорившись, твердили:

- Отдайте Лилю учиться рисованию. У девочки большие способности.

         Но Лиля понимала: не смогут больной отец и старенькая мама содержать её, так что  об учёбе в художественном училище нечего было и мечтать. Думать надо было о работе и заработке. О том, что недалеко время, когда нужно будет помогать родителям. Спасибо им за то, что дали ей возможность окончить среднюю школу.

         Долго размышлять о будущей профессии Лиле не пришлось: директор Солонечно-Талинской средней школы Александр Макарович Падар пригласил в Аргазу учителем начальных классов. Её художественные способности при этом сыграли свою роль – школе всегда нужны талантливые учителя. Это был шанс, и Лиля его не упустила. Первый свой год она проработала в шумном посёлке Аргаза, где в то время был большой двухэтажный клуб и своя восьмилетняя школа.

         А летом Лиля заочно поступила в Иркутский институт иностранных языков. Так сложились обстоятельства, и вместе с ними её судьба. Она стала учительницей, чтобы создавать прекрасное на полотне детской души. Сорок лет она честно преподавала ребятишкам немецкий язык и, конечно, рисование в Солонечно- Талинской восьмилетней школе. Много лет была завучем и директором школы.

          В Солонечно-Талинской восьмилетке, куда она вскоре перевелась, в то время учились до трёхсот учеников, было по две параллели с наполняемостью классов в тридцать-сорок человек в классе. Школа располагалась в трёх недалеко друг от друга отстоявших зданиях, но их не хватало. Поэтому учились в две смены.

         Её рабочий день начинался в восемь часов утра и нередко заканчивался поздно вечером каким-нибудь долгоиграющим педсоветом, школьным праздником или родительским собранием.

       

 

         В своё время она вышла замуж, родила дочь Людмилу. Мужа своего Сашу Бисерова знала с детства, долго дружила с ним. С Александром Евстафьевичем Бисеровым они прожили долгих и счастливых  46 лет. Внук Саша уже студент, внучка Алина школьница.

         Семья – главное в жизни женщины. Александр Евстафьевич  -серьёзный человек, трудолюбивый и заботливый, работал управляющим отделением совхоза «Партизанский», чем снискал уважение у односельчан. Значит, её жизнь сложилась удачно. Конечно, семья требует от жены и матери неослабленного внимания, заботы и любви. И Лилия Яковлевна находит время и силы, чтобы дать всё это.

        Учитель - особая профессия, на него ложится огромная психологическая нагрузка и ответственность за каждую минуту урока и за каждого ученика, за то, чтобы жизнь в школе была насыщенной, несла воспитательный эффект. Плюс интенсивная внутренняя школьная жизнь, требующая от учителя и сил, и времени, и умения, и организаторских способностей.

        

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»